Зі спогадів Івана Омеляновича Поваженка
До останнього свого подиху служив ідеалам науки та підготовки молодих фахівців у власній Аlma mater видатний український вчений у галузі ветеринарної хірургії, доктор ветеринарних наук, професор Поваженко Іван Омелянович (1901-1991 рр.). Науковець має звання «Заслужений діяч науки Української РСР». Можливо, сьогодення не здивує цим багатьох із нас, беручи до уваги численні звання, нагороди, номінації, якими вирує сучасне життя. Проте, прикметно, що саме Іван Омелянович першим в радянській Україні був удостоєний цього високого звання у 1943 р.
Проживши насичене різноманітними подіями життя він залишив по собі спогади, які не лише розкривають автобіографію героя сповіді, але й можуть стати настановою тим, хто бажає вчитися на чужому досвіді, щоб бути гідним місії свого життя.
Подається мовою оригінального документу.
… Не трудно говорить о пройденном пути другого человека, оставаясь объективным в оценке его суждений, поступке, убеждений, ответственности на вверенном посту.
Несопоставимо сложнее задача, когда проживший не один десяток трудных годов, решается писать о себе. Такое суждение не праздный вымысел, к нему пришел я не сейчас, переоценив в молодые годы все обыденные ценности, когда сглаживается в сознании бытующие представления о роскоши, о внешнем лоске, о почете и т.д. и т.п., когда единственным достоянием остаются готовые к труду мозг и руки.
Дневников я не вел, и потому лишен возможности детализировать свои воспоминания и наиболее удобным нахожу освещение отдельных периодов, без лишних слов, без вымыслов, в чем обязуюсь быть ответственным перед студентом, начинающим преподавателем, перед зрелым научным работником, перед разумом и совестью …
… Студент медицинского института
Студенты ветеринарного института слушали лекции по многим дисциплинам первых двух курсов совместно со студентами медицинского института в изложении видных ученых, создавших свои школы, положивших основы новых направлений в определенной области знаний. Незабываемыми остаются лекции профессора Чаговца по физиологии человека и животных. Изложение, сопровождаемое иллюстрациями опытов на собаках, синхронно следующими за речью лектора, увлекало слушателей своей ясностью, глубиной, слаженностью приемов сложного педагогического процесса. Подобная постановка лекционного курса по патологической анатомии была у профессора Кучеренко с богатой иллюстрацией излагаемого материала макроскопическими и гистологическими препаратами, воспоминаниями из практики.
Основные клинические дисциплины в ветеринарном институте вели врачи из числа работников ветеринарных учреждений города Киева. Они в малой степени располагали опытом ведения педагогической и научно-исследовательской работы …
… В мединституте я не только пополнял свои познания. Важнейшим элементом подготовки для меня было также усвоение методов работы в вузе. В этом свете многое, продуманное в эти годы, осталось в моей памяти и легло в основу педагогического такта. На лекциях, чаще по важнейшим разделам курса, приступая к рассмотрению очередного задания программы, я задаю одному-двум студентам вопросы из пройденного. Это не только с целью повторить изложенное. Меня интересует систематическая работа студентов, продумывание ими материала в обобщениях, в синтезе, в ходе учебного процесса, а не в подготовке к коллоквиуму, зачету, экзамену. Вообще аудитории, в присутствии большого числа студентов следует ставить вопросы, ответ на которые требует синтеза элементов из основополагающих дисциплин, а не только из преподаваемого курса.
Подобными путями лектор осведомляется также в том, что преподано недостаточно углубленно, что требует дополнений, где (в очередных лекциях, на лабораторных занятиях или в клинической практике) наиболее рационально восполнить упущенное. Профессор Губергриц, задавая студенту вопрос из пройденных разделов клинической диагностики, требовал исчерпывающего ответа. В самой формулировке его вопроса сквозили элементы возбуждающие мыслительный аппарат каждого из присутствующих. После такого вопроса аудитория увлеченно слушает его медленную, не так богатую словами, глубокую по смыслу, литературно отработанную речь. У эрудированного лектора нет пустых слов. Такое вынес я из аудитории Губергрица и руководимой им пропедевтической клиники.
Профессор Стражеско экзаменовал без билетов. Назначал день и часы экзамена групп в числе 5-6 студентов, вел по палатам, указывал больного, требовал собрать анамнез, определить симптомы, высказать свои суждения по диагнозу, терапии. Попутно задавал вопросы другим студентам экзаменуемой группы, отмечая в списке оценки. Обычно экзамен сосредоточивался на вопросах патологии сердечно-сосудистой системы, плевро-пульмональных процессах, заболеваниях почек, печени, желудочно-кишечных. Редко останавливались у больных с невыясненной этиологией. Рассматривая отдельные симптомы, он требовал анатомо-физиологического обоснования их полноты данных к диагнозу и оставался доволен, когда кто-либо из группы, дополнял ответы экзаменующегося данными, упущенными при выявлении симптомов, в анализе лабораторных данных и пр. Вот пример сосредоточенности экзаменатора. Исследуется женщина лет сорока, страдающая подострым септическим эндокардитом. Студент, стоящий в отдалении от кровати, стремясь помочь испытуемому, надавливает рукой стенку своего живота. Тут же вопрос ему: «Думаете о беременности?» «Нет - отвечает, такие больные часто жалуются на боли в животе; наблюдается увеличение селезенки». Другой из группы внимательно смотрит на руки больной. Становится вопрос ему: «Что-либо отмечается со стороны рук?». Отвечает: «барабанные пальцы». Довольный ответами, экзаменатор опрашивает испытуемого: что еще устанавливается со стороны кожи при таком заболевании и, не получив ответа, подробно характеризует особенности оттенка кожи. Переходим к заболеваниям печени. Так экзаменовал по госпитальной терапии виднейший специалист в этой области. Это работа более трудная, нежели опрос по билету. Экзаменующий по выражению глаз студента определяет напряжение мыслительного аппарата и его возможности, а не только знание книжного текста. Единственное качество экзамена по билету – облегчение труда экзаменатора при низкой методической постановке, несравнимой с достоинствами предметного собеседования. Воспринятый в годы учебы в мединституте модус работы со студентами, послужил с большой пользой в течение всей моей жизни.
В области хирургии меня, естественно, глубоко интересовали вопросы теории и в большой степени элементы методики операций. Было чему поучиться у профессора Завьялова. Он часто консультировал во многих лечебных учреждениях, пользуясь огромным авторитетом; в технике манипулирования был мастером «Золотые руки». Следя за его руками, можно было поражаться, с какой быстротой лигируются сосуды, накладываются швы, выполняются другие приемы намеченного вмешательства. Мне, уже испытавшему затруднения при операциях у собак, оставалось важнейшей задачей – уловить существо движений, пальцев вяжущих узлы, не глядя на удерживаемые концы нитей. Решил упорно тренироваться. Трамвай на половине расстояния к концевой остановке обычно был перегружен в утренние и послеобеденные часы. В остальное время дня на этом участке он иногда шел полупустой. Однажды, воспользовавшись этим, сидя на задней скамейке вагона, я занялся вязанием узлов. Зафиксировал нитку на нижней пуговице пальто я стал, глядя в окно, вязать узлы, ускоряя темп работы пальцами, удерживающими натянутые концы. Был удовлетворен успехом в выработке соответствующих рефлекторных движений и не заметил, как напротив села молодая женщина. Позже уловил ее ужас, когда вытянув шею, стиснув челюсти, выпучив глаза, она смотрела на мою работу, и сразу понял: признала меня помешанным; как не сдерживался, не мог не улыбнуться. Это она восприняла симптомом, подтверждающий ее первоначальный диагноз, стремительно поднялась и пересела, спиной ко мне, на переднюю скамейку.
К старости мы забываем многое. Ярко отображается в памяти пережитое с непредвиденным напряжением эмоций. Как будто сегодня это было, я четко представляю ее искаженное ужасом лицо, когда она поняла, что сидит впритык с сумасшедшим.
В хирургии не так уж легко дается приобретение навыков в выполнении кажущихся простыми приемов, как завязывание узлов.
Здесь нет манипуляций малой ответственности ...
Людмила Лановюк,
директор музею історії НУБіП України